Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Родителям на заметку: как не надо критиковать ребёнка

Критика — указание на недостатки — бывает не только полезна, но и необходима. Взрослые часто прибегают к критике в период взросления чада с целью помочь ему исправить поведение и стать лучше. Замечательное намерение, но в большинстве случаев её результатом становится обида подростка и его отчуждение. Делая замечания, осуждая, оценивая, надо быть деликатнее, иначе ваш посыл не дойдёт до адресата. В оценке поступка важны и слова, и тон.

Представьте, что эти фразы предназначены для вас:

А сразу нельзя было нормально сделать?

Ну кто так ходит/пишет/делает?

Сколько можно тебе об этом говорить?

Как об стену горох!

Как всегда: в одно ухо влетает, в другое вылетает!

Что за дурь ты смотришь?

Выглядишь как придурок!

Что, пора к врачу, истеричка?

Какие чувства вы испытали? Захотелось прислушаться к критике? Понятно, что произносятся эти фразы в гневе, зле, обиде, но вызывают они и у ребенка, и у взрослого те же самые негативные чувства, поэтому инструментом воспитания их назвать нельзя.

К тому же обидные слова в адрес ребенка остаются жить в его теле — проявляются в опущенных плечах, потухшем взгляде, напряжении. Недобрые замечания самых близких людей порождают у подростка неуверенность, скрытность, обиду, желание отомстить. Навешивание ярлыков может служить началом формирования низкой самооценки.

Родителям стоит принимать и поддерживать своих детей, уважать, следовательно, подбирать слова и выражения. В этом поможет принцип Сократа: всё, что хочется сказать, нужно пропускать через три сита — правды, доброты и пользы.

Вы уверены, что говорите правду? Дети очень чувствуют неискренность. Доброта в данном случае — хорошее намерение. Вы хотите помочь или обидеть, задеть? Проанализируйте свое желание.

Ваши слова помогут достичь цели? Будет от них польза? Если ваше замечание правдиво, имеет добрую цель, но бесполезно, лучше не говорить ничего. Эта техника повысит уровень осознанности, уберет разрушающие доверие диалоги, снизит напряжение, сохранит нервы. Пользуйтесь!

Старайтесь оценивать действия подростка не исходя из идеалистических представлений, а опираясь на его личные качества и возможности.

А как насчет похвалы? Согласно исследованиям, она способна заставить стараться изо всех сил и показывать хорошие результаты.